Сдача экзаменов. Что для Вас означают эти слова? Проверка... испытание... удача... успех... выпусконой... аттестат... свобода...

Редко у кого из учащихся, их родителей и педагогов не бывает тревог по этому поводу. Конечно же, экзамен - дело ответственное. Но разве жизнь сама по себе,год за годом, день за днем, не является делом ответственным?!

Сколько выборов и решений мы принимаем ежедневно. И все они так или иначе влияют на наше Завтра. Как не вспомнить слова Н.А.Островского "Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы..." 

Поэтому, помните что:

  1. Лучшее средство от экзаменационной тревоги - это хорошая предметная подготовка! (не перед экзаменом, а в течение учебного года). 
  2. Свой организм к работе в стрессовых условиях нужно готовить заранее!!! Ресурсы человеческого организма, к сожалению, ограничены. Заведомо подумайте о своём запасе прочности!

Материалы по психологическому сопровождению подготовки учащихся к экзаменам

За месяц до ЕГЭ: советы психолога учащимся, родителям, педагогам, (PDF; 1,25 МБ)

Презентация для учащихся 11 классов, родителей и педагогов; 18 слайдов

Рекомендую к использованию классным руководителям, психологам, педагогам-предметникам.

 

  Психологическая подготовка учащихся к экзаменам, (PDF; 927КБ) 

  Презентация для учащихся 9-11 классов, 32 слайда

  Рекомендую к использованию классным руководителям и психологам.

 

Психологическое сопровождение подготовки к ЕГЭ, (pptx; 127КБ)

Презентация для учащихся (анализ трудностей) 11 классов, 11 слайдов

Рекомендую к использованию классным руководителям и психологам.

 

СОВЕТЫ ВЫПУСКНИКАМ:

как подготовиться

к сдаче экзаменов

 

Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.

 Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах.

Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.

Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.

Очень полезно составлять планы конкретных тем и держать их в уме («план в уме»), а не зазубривать всю тему полностью «от» и «до». Можно также прак­тиковать написание вопросов в виде краткого, те­зисного изложения материала.

 

Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.

 

 

УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ:

 

Придерживайтесь основного правила: «Не теряй времени зря». Перед началом подготовки к экза­менам необходимо просмотреть весь материал и отложить тот, что хорошо знаком, а начинать учить незнакомый, новый.

Используйте время, отведенное на подготовку, как можно эффективнее. Новый и сложный матери­ал учите в то время суток, когда хорошо думается, то есть высока работоспособность. Обычно это утрен­ние часы после хорошего отдыха.

 

Всегда, а во время подготовки к экзаменам осо­бенно, заботьтесь о своем здоровье. В это время нужно хорошо и вовремя питаться (соблюдайте ре­жим). Не забывайте о прогулках и спортивных раз­влечениях, делайте перерывы, активно отвлекай­тесь. Хорошо отдыхайте — сон вам необходим.

 

Ежедневно выполняйте упражнения,  которые способствуют снятию внутреннего напряжения, уста­лости, достижению расслабления.

 

«Дыхательная релаксация»

Инструкция: наиболее простой способ – это дыхание на счёт. Предложить принять удобную позу, закрыть глаза и сосредоточиться на дыхании. На четыре счёта делается вдох, на четыре счёта – выдох.

 

“Вверх по радуге”

Инструкция: Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте себе, что с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, и, выдыхая, съезжаете с нее как с горки. Вдох должен быть максимально полным и плавным, так же как и выдох. Между выдохом и следующим вдохом должна быть небольшая пауза.

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

по психологической подготовке обучающихся

к государственной итоговой

аттестации

Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнить несколько советов:

   Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

   Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это отрицательно скажется на результате тестирования.

   Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

 Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.

 Контролируйте режим подготовки ребенка к экзаменам, не допускайте перегрузок; обратите внимание на питание ребенка. Такие продукты как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

 Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

  Не критикуйте ребенка после экзамена. Помните: главное – снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить ему подходящие условия для занятий.

 

 

 

ПОДСКАЖИТЕ

СВОЕМУ РЕБЁНКУ:

Не следует, забывать, что умственную деятельность повышают манипулирование пальцами, жестикуляция, ходьба. Монотонность, однообразие в работе понижают активность мозговой деятельности. Поэтому, при монотонной работе следует через каждые 15 минут делать короткую паузу (1-2 минуты) или переключаться на другую деятельность. При однообразной работе лучше через полтора часа сделать длительный перерыв. Во время перерыва можно расслабиться, посидеть с закрытыми глазами или, наоборот, заполнить паузу активными движениями: потанцевать под музыку, сделать несколько ритмичных движений.

 

Сбросить внутреннее напряжение и успокоиться при подготовке к сдаче экзамена помогут методы саморегуляции, которые помогут снизить психоэмоциональное напряжение, сильную усталость.

Перечислим некоторые из них:

-сделать паузу в работе по подготовке к экзамену;

-выйти из комнаты, в которой вы готовитесь к экзаменам, или переместиться в другую ее часть;

-подойти к окну и посмотреть на небо, деревья, на идущих по улице людей, попробовать вообразить, о чем они думают;

-опустить ладони рук под холодную воду на 2-3 минуты;

-постараться каждый день, отведенный на подготовку к испытаниям, иметь немного времени на занятия, которые вам приносят удовлетворение и радость и т.п.

 

Основной способ саморегуляции - самовнушение. Оно должно быть позитивным, жизнеутверждающим, конструктивным в утвердительной форме без частицы «не» (я хочу, я могу и т. п.) и предполагает многократное повторение.

 

Применение подобных способов саморегуляции поможет во время экзамена обеспечить самообладание и выдержку, адекватно проблемной ситуации, неизбежно возникающей при испытаниях.

ПАМЯТКИ И РАЗРАБОТКИ

Для учащихся